Loading

image

Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей

На мировую экономику сильнее влияет число людей, которые боятся коронавируса COVID-19, чем число заболевших. Страх меняет поведение людей. И он меняет поведение тех, кто принимает решения. Боязнь вируса меняет предложение и спрос в мировой экономике. На предложении сказывается приостановка производства в Китае, что снижает и общемировое производство. Сегодня доля Китая в мировой обрабатывающей промышленности составляет около 25%. В 2003 году, когда свирепствовала атипичная пневмония, этот показатель у КНР был всего 11%. Сегодня Китай — это звено в глобальных цепочках поставок. Так что остановка производства в КНР снизит экономическую активность в мире, а также повлияет на производительность других компаний, входящих в цепочки поставок.

Конечно же, бизнес озаботился объемами запасов. В период Нового года по лунному календарю компании, использующие китайские комплектующие, возможно, имеют больше запасов, чем в другое время года. Не исключено, что кто-то может изменить цепь поставщиков, хотя прошлогодний торговый конфликт между США и КНР показал, что для этого требуется время. Эти меры помогут смягчить влияние приостановки работы в Китае, но не полностью его компенсировать. Технологии могут смягчить часть проблем. Кто-то может работать из дома, экономисты например. То есть часть мировой экономики способна работать даже в карантине. Это не отменяет негативного эффекта, но это способ его уменьшить.

Вторая волна коронавируса: почему надежды на скорую победу над инфекцией могут быть преждевременными

А что происходит со спросом? Страх понизил спрос на определенные услуги. В Китае люди перестали ходить в торговые центры, кинотеатры и т. п. Спрос на путешествия упал во всем мире. В то же время в некоторых местах набирает обороты онлайн-торговля. А спрос на сетевые компьютерные игры в КНР вырос на 40% в годовом исчислении. Людям, находящимся все время дома с семьей, нужно на что-то отвлечься. Онлайн-экономика отлично отвлекает. Это одно из ключевых отличий нынешней ситуации от времен атипичной пневмонии. Рост онлайн-шопинга снизит влияние эпидемии на спрос. Эффект в целом все равно негативный, но он слабее, чем в прошлом, благодаря Amazon, Netflix и онлайн-играм. Влияние на спрос той или иной компании зависит от того, чем она торгует. Люксовые бренды страдают. Такие товары покупают лично, а не по интернету. Это «шопинг как отдых». Поход в лакшери-магазин — это часть удовольствия от покупки. Но для базовых товаров переход к онлайн-покупкам может стать долгосрочным трендом.

Оставьте свой комментарий